Lapti

«Дед плёл лапти и звали его просто Лапоть.» (Tchékhov)

Les lapti (лапти, sg de лапоть, masc.), chaussures traditionnelles des paysans russes, en écorce de tilleul (tille) ou de bouleau





















Les bandelettes sont appelées « onoutchi » (онучи)










La fin des lapti

Un ancien magazine satirique paysan intitulé Lapot'



Figure traditionnelle


Personnage de contes

Un conte traditionnel : Чудесные лапоточки.


Illustrations de S. Feofanov

Жил-был в одной деревне мужик Иван. Задумал он брата Степана в дальнем селе проведать.
А день был жаркий, дорога пыльная. Идёт наш Иван, идёт - устал.
“Дойду, - думает, - до речки; там водички попью, отдохну”.

Приходит он к речке, а на берегу сидит незнакомый старичок. Лапти свои снял, под берёзку поставил, сидит, закусывает. Попил Иван воды, лицо умыл, подходит к старичку:
- Ты, дедушка, далеко ли собрался?
- Далеко, милый. Я в Москву иду. Удивился Иван:
- В Москву? Пешком? Да ты, дедушка, полгода протопаешь!
А дедушка отвечает:
- Нет, милый, не полгода. Я себе лапти сплёл. Не простые они, чудесные. Обуюсь в них, - ноги у меня сами и побегут.
Посидели они рядом, побеседовали; потом дедушка лёг под берёзку и заснул.
“Вот бы мне такие лапти! Сниму-ка я свои да обменяюсь с дедом. В чудесных лаптях я к брату-то мигом добегу”.
Снял он свои лапти, под берёзку поставил, а дедовы-то взял потихоньку да обулся.
Только он обулся - как подхватило-то нашего Ивана, перекувырнуло в воздухе, да и понесло по дороге! Бежит он со всех ног. Перепугался, кричит:
- Ноги, вы куда? Стойте!
А лапти так его и несут. Не может Иван остановиться.
Подбегает он к селу, где брат живёт. Вот и дом брата. Влетает в сени, - ведро опрокинул, на метлу наскочил, да и повалился на кучу сухих веников. Лежит, ногами в воздухе болтает.
“Ой, - думает, - беда. Плохо я сделал, чужое добро без спроса взял. Надо поскорее лапти сбросить!”
Развязал он лапти, скинул с ног -они и остановились. Стыдно стало Ивану.
“Как же это я дедушку-то обидел? Ой, нехорошо! Стану возвращаться - отдам ему его лапти. Ну, а уж теперь в избу пойду”.
Входит он в избу, лапти в руках несёт. А в избе гости сидят, угощаются за столом. Увидали Ивана и смеются:
- Ты что это: босой идёшь, а лапти в руках тащишь? Отвечает Иван:
- А эти лапти мне, братцы, тесноваты, ногам больно. Я и снял.
Сел он за стол. А рядом с ним сосед Аким. Поглядел Аким на лапоточки.
Думает: “Эх, мне бы эти лапти как раз впору были. Обменяюсь-ка я с Иваном”.
Взял Аким чудесные лапоточки, свои на их место поставил, вышел на крыльцо, сел да обулся.
Только обулся - тр-р-рах! - снесло его со ступенек и понесло по деревне. Бежит-бежит, бежит-бежит, остановиться не может. Испугался Аким, кричит:
- Люди добрые, ловите меня! Остановите меня! Мчится он мимо своей избы.
Остановились мальчики у дороги, смотрят на отца, спрашивают:
-Тятенька, ты куда поскакал-то?
А Аким кричит:
- Домой бегу! А мальчики опять:
- Да что ты, тятенька? Дом-то вон где стоит, а ты куда ж это бежишь?
На счастье, тут большущая берёза стояла. Подбежал к ней Аким, обхватил её руками да кругом её так и вертится, так и вертится. Кричит сыновьям:
- Маменьку скорее зовите!
Побежали мальчуганы домой, заплакали со страху. Кричат:
- Маменька, беги скорее на улицу! Там тятенька с ума сошёл, - вокруг берёзы так и гоняется, так и гоняется!
Побежала мать на улицу. А Аким кругом берёзы вертится да кричит:
- Ой, плохо я сделал: чужое добро без спросу взял. Снимай, моя милая, эти лапти скорее!
Бегает за ним жена, лапти развязывает. Скинул Аким лапти с ног - ноги остановились. Повели его жена и дети под руки в избу.
- Ой, умаялся! Чуть сердце не лопнуло! Кидай, Маланья, лапти в угол. Завтра отнесу их обратно Ивану. А уж теперь отдыхать стану.
Повалился Аким на лавку. Вдруг дверь отворяется - входят барин и кучер.
- Мужичок, - говорит барин, - мы на охоту ходили, - заблудились. Можно у тебя переночевать?
- Можно, барин, ночуй, - Аким отвечает. А сам еле дышит. Поглядел на него барин:
- Да ты что, мужичок, больной?
- Нет, барин, здоровый. Вот только лапти меня замучили.
- Какие лапти? - барин спрашивает. Аким рассказал ему, что с ним случилось.
Барин как схватит лапти - да к дверям.
- Не тебе, мужику, такие лапти носить! Мне, барину, они лучше пригодятся!
Оттолкнул он Акима, сам скорее обувается в лапти.
Только обулся - как подхватило его да как понесло по улицам! Несётся барин, только пятки сверкают. Перепугался он, заголосил:
- Держите, помогите, остановите!
А вся деревня уже спать легла, никто его не видит. И вынесло барина в поле. Прыгал он по кочкам, прыгал, сотню лягушек раздавил. А потом потащили его лапти в лес. В лесу-то темно, звери спят, только вороны:
- Каррр! Каррр! ..
В лесу река бежит - глубокая, берега высокие. Не удержался наш барин - да бултых в воду! Словно камень, ко дну пошёл. Только пузыри по воде бегут.
Потонул барин. А лапоточки-то всплыли. Плыли всю ночь по реке, а к утру приплыли туда, где их хозяин сидел.
Видит дедушка, - плывут его лапоточки.
Достал он их из воды, на солнышке обсушил, посмеялся, обулся, да и пошёл своей дорогой. Сам он их сплёл - они его и слушаются, не бегут, коли ему не надо.

La version en diapositives de 1989:











































Deux autres histoires











Un autre conte : Лиса и лапоть.





































Aucun commentaire:

Enregistrer un commentaire